Первый грузовой поезд из Китая в Европу отправился в 2012 году. В 2022-м, после десятилетнего роста объемов железнодорожных перевозок, начался спад. Все изменилось в связи с полномасштабным вторжением в Украину. Политическая ситуация значительно ограничила поставки грузов с Востока на Запад, и логистические компании были вынуждены искать альтернативные пути поставок.
Морские перевозки между Китаем и Европой всегда были основным конкурентом Нового шелкового пути. Во время пандемии ставки на морские перевозки составляли несколько тысяч долларов США за 40-футовый контейнер, при этом время транзита занимало до 30-40 дней. Большинство клиентов выбирало железнодорожные доставки, так как цены были схожи, а время в пути занимало всего 2 недели. Сегодня рынок жд услуг напрямую зависит от геополитической ситуации, «моральных санкций», которые налагают на себя импортеры и транспортные компании, ставок на морские и авиационные грузоперевозки, как основных конкурентов, а также выбора клиентов, которым необходимо заново поверить в данный вид транспорта, как в более быструю и безопасную альтернативу.
«Сегодня ставки на морские грузоперевозки из Китая в Европу снизились до 1 000 долларов США. В результате импортеры, для которых время доставки не является приоритетом, выбирают морской транспорт. Несмотря на сокращенный спрос на жд сервис в Европе, мы отметили рост числа заказов. Однако, как правило, компании оформляют заказы на сборные грузы LCL, а не на доставку полными контейнерами FCL», – делится Якуб Левчук, руководитель железнодорожного отдела в AsstrA для регионов ЕС и Китая.
Еврозона оказалась в стагнации. Рост спроса на доставки по Новому шелковому пути будет зависеть от доступности и регулярности морских соединений, а также от оборота товара всей экономики ЕС. Самое большое правовое ограничение, наложенное поставщиками и получателями на железнодорожные поставки, – это санкции против России и Беларуси, а также запрет на импорт/экспорт товаров, даже если речь идет о транзите через эти страны.
В поисках альтернативы Новому шелковому пути транспортная отрасль обратила внимание на Транскаспийский международный транспортный маршрут, который проходит в Европу через Китай, Казахстан, Каспийское море и страны Кавказа. Однако перенаправление объема оказалось проблематичным.
«Смещение транспортного коридора на Юг требует крупных инвестиций в инфраструктуру, а также времени на заключение новых международных соглашений о транзите товаров через эти страны. Если инфраструктура будет усовершенствована, таможенно-формальные вопросы между транзитными странами будут урегулированы, а на Каспийском море появится больше судов, возможно, тогда этот путь станет более популярным. Вдобавок потребуются дополнительные инвестиции со стороны Европейского союза во избежание узких мест на стыке между Черным морем и ЕС. Особенно необходимо расширить порт Констанца в Румынии, а также железнодорожные и автомобильные линии в этом регионе», – подытоживает Якуб Левчук.
Автор: Камила Рынкевич.