Тобиас Сопалла
Ксения Терешкина
Индексы спотовых ставок колеблются, однако в целом указывают на то, что рынок контейнерных перевозок в США снова движется вниз. Спрос на контейнеры по-прежнему снижается, и объемы возвращаются к доковидным уровням.
В 2022 году рентабельность морских перевозок достигла исторических уровней благодаря выросшим фрахтовым ставкам. Но поскольку заторы и ковидные ограничения ослабевали в течение 2022 года, сбои в цепях поставок, влиявшие на рынок с 2021 года, постепенно сошли на нет. Также во второй половине 2022 года стало предсказуемым расписание движения судов.
В 2023 году прогнозируется ослабление потребительского спроса, переизбыток предложения, энергетический кризис, инфляция. Эти факторы, а также продолжающаяся война в Украине и разрушительные землетрясения в Турции — неизбежно отразятся на глобальных цепях поставок и мировой экономике. В текущем году предполагается снижение спроса на контейнеры. По прогнозам, темпы роста мирового рынка морских контейнерных перевозок составят -2,5% до +0,5%.
«Поскольку пик импортного сезона на рынке контейнерных перевозок протекал относительно спокойно, ожидалось, что фрахтовые ставки на импортные перевозки в Северной Америке продолжат снижаться, но стабилизируются в новом году. Уже два месяца как наступил 2023 год, а мы все еще задаемся вопросом, когда падение прекратится. Несмотря на то, что правительства по всему миру пытаются поддержать спрос с помощью крупных пакетов фискальных стимулов, неопределенность связанная с ростом тарифов на энергоносители в Европе, ужесточение условий кредитования в США и сдержанный рост китайской экономики не создают позитивной картины. Потребители сталкиваются с экономической неопределенностью. Кроме того, из-за укрепления американской валюты, подорожал импорт товаров в Китай», – отмечает Тобиас Сопалла, операционный директор по морским перевозкам группы компаний AsstrA-Associated Traffic AG.
«За последние три года рынок столкнулся со множеством трудностей. Из-за растущих тарифов на перевозки импорт товаров из Китая стал менее выгодным, а падение спроса и ковидные ограничения привели к нарушениям производственных циклов и проблемам в торговле. После того как Китай вновь открылся в конце 2022 года, цепи поставок выстраиваются заново, но еще ощущается нехватка рабочей силы и низкий объем заказов клиентов. Это привело к падению ставок морских перевозок до доковидных времен. Например, ставки на трейд лейне CN-US упали в среднем с ~10 тыс. до ~2 тыс. долларов США за 40-футовый контейнер. Это означает снижение прибыли для нас как для экспедитора, но в то же время это шанс для рынка разорвать порочный круг и вывести спрос на позитивную динамику», – комментирует Ксения Терешкина, менеджер проекта AsstrA Business Accelerator.
Автор: Анета Ковальчик.