Екатерина Лис
Фармацевтический рынок в последние несколько лет динамично развивается, одна из главных причин – пандемия коронавируса. Однако деятельность в этой прибыльной отрасли сопряжена с высокими рисками и ответственностью, особенно при транспортировке товаров. Поставки медицинской и фармацевтической продукции регулируются специальными правовыми нормами и транспортными требованиями.
Объём мирового рынка логистики фармацевтической отрасли в 2021 году был оценен в 78,5 млрд долларов США, а прогнозируемый среднегодовой рост стоимости достигнет 8,6% в 2022-2030 годах. Пандемия коронавируса оказала краткосрочное, но решающее влияние на отрасль, что стало толчком к развитию фармацевтической логистики.
По мере распространения инфекции Covid-19 правительства во всем мире предприняли шаги по борьбе с вирусом, уделяя особое внимание обеспечению медицинских учреждений и доступности лекарств для пациентов. Логистические компании разработали стабильные цепочки поставок, чтобы сделать вакцины доступными для всех. Вариации вирусов и спрос на лекарственные препараты, используемые для их лечения, стимулируют рынок фармации.
Растущий спрос на медикаменты
Рост рынка также вызывает увеличившийся спрос на лекарства без рецепта, такие как витамины и минералы, лекарства от кашля и простуды, препараты для пищеварительной системы или дерматологические средства. Увеличение роли скорой медицинской помощи, а также создание единого канала дистрибуции с одновременным снижением затрат еще больше увеличивают спрос в логистике фармацевтической продукции.
Компании по производству лекарственных препаратов все чаще поручают упаковку и маркировку товаров внешним подрядчикам. Фармацевтическая промышленность развивается в отдаленных регионах, включая страны Африки к югу от Сахары и Южную Америку. Производители лекарств выбирают местных провайдеров логистических услуг с опытом работы в фармацевтической отрасли. Однако отсутствие контроля над процессом и снижение уровня обслуживания остаются серьезной угрозой для производителей лекарственных препаратов. Предоставление логистических услуг для фармацевтического сектора обязует провайдеров следовать сложному набору рыночных и юридических требований.
Стандарт надлежащей дистрибьюторской практики (англ. Good Distribution Practice) устанавливает требования к соответствующему хранению и транспортировке фармацевтической продукции между странами ЕС. Норма определяет единый подход к организации процесса оптовой продажи лекарственных препаратов, который обеспечивает соответствующий уровень качества и безопасности от производителя до розничной сети и медицинских учреждений.
Главное – температура
Фармацевтические препараты — это товары, которые требуют надлежащей температуры при транспортировке. Даже мелкие изменения освещения или влажности воздуха могут стать причиной уничтожения целой партии. Термочувствительные вакцины перевозятся без специальной упаковки при температуре воздуха до 25°С и транзитном времени до 60 минут. В других случаях используется медицинская термосумка, пенопластовая коробка с охлаждающей вкладкой или термос. Максимальное время поддержания достаточно низкой температуры в изотермической упаковке составляет 24 часа.
Транспорт лекарственных средств колеблется в следующих пределах: от 2°С до 8°С, от 8°С до 15°С и от 15°С до 25°С. Выбор подходящей температуры зависит от требований отдельных групп фармацевтических препаратов.
«При перевозке медицинских изделий клиенты чаще всего требуют соблюдения температуры. Для этого используются датчики регистрации температуры и встроенное оборудование фиксации термофона, а также контроль влажности и света. Выгодным способом транспортировки лекарств является автомобильный транспорт. Рефрижераторы настолько герметичны, что сквозь них не проникает свет, а заводская упаковка отвечает соответствующим требованиям к освещению», — делится Екатерина Лис, руководитель отдела AsstrA Pharma logistics.
Авиадоставка и морские перевозки медикаментов
К 2030 году на развитие отрасли повлияет прогнозируемое увеличение спроса на перевозки фармацевтических товаров морским и воздушным транспортом. Доставка по морю снижает транзитные расходы до 80% и потребность в персонале, а также уменьшает углеродный след логистических операций. Использование авиатранспорта при доставке лекарственных средств на большие расстояния сокращает сроки доставки и снижает риск повреждения товара.
«Клиенты из фармацевтической отрасли получают детально проработанные логистические схемы, включающие перегрузку, мультимодальные поставки автомобильным и воздушным путем или автомобильным и морским транспортом, временное хранение на складе в Блоне, таможенное оформление и страхование. Перевозим фармацевтические препараты различными видами транспорта, в зависимости от транзитного времени, стоимости и качества доставки. Воздушный транспорт считается один из самых безопасных видов транспорта. Железнодорожные доставки используются редко и растет риск повреждения товара. Однако сейчас основная часть продукции фармацевтического и медицинского секторов перевозится автомобильным транспортом», – добавляет Екатерина Лис.
Среднегодовой прирост транспортных заказов на фармпрепараты в AsstrA за последние 3 года (2019-2021 гг.) составил 18,8%, при этом в этот же период оборот компании из отрасли фарма ежегодно увеличивался на 27,6%. Лекарства, медицинское оборудование и декоративная косметика остаются основными товарами, перевозимыми в европейских направлениях, таких как Италия-Турция, Германия-Польша или Польша-Литва.
Автор: Камила Рынкевич.