Ботонд Ковач-Мате
Владислав Мартин
Из-за рисков безопасности, санкций и проблем с платежами, обусловленных геополитическими событиями, многие поставщики и производители предпочитают не отправлять грузы из Китая в Европу через Россию или зону военных действий в Украине. Недавно бóльшая часть поездов, следующих по Новому шелкового пути, была перенаправлена из Украины в Беларусь. Но даже при таком подходе остается неопределенность, поскольку и логистические компании, и клиенты стремятся изолировать себя от санкций, распространяющихся на страны, вовлеченные в войну в Украине.
«В качестве альтернативы дорожным перевозкам AsstrA предлагает использовать морской транспорт – отдельно или в сочетании с авиа доставками. Клиенты выбирают данный сервис когда важно оперативно доставить товар, несмотря на высокие затраты. Авиа доставки – жизнеспособная альтернатива контейнерам, прибывающим в Европу из Китая по железной дороге, особенно когда речь идет о поставках “точно в срок”, например, в high-tech и автомобильном секторе», – комментирует Ботонд Ковач-Мате, управляющий филиалом и кантри менеджер AsstrA в Венгрии.
Ситуация усугубляется еще и тем, что за последний месяц в Китае произошел самый большой рост случаев заражения Covid-19 с момента первой волны в 2020 году. Политика нетерпимости китайских властей указывает на высокую вероятность дальнейших сбоев в цепи поставок, а очереди контейнерных судов в основных китайских портах становятся длиннее с каждым днем.
«С начала кризиса Covid-19 многие европейские импортеры начали использовать железнодорожные перевозки из Китая. Это было обусловлено несколькими факторами, включая перегруженность портов и быстро растущие тарифы на морские перевозки. В настоящее время и транспортные компании, и клиенты затаили дыхание и с опаской следят за развитием событий. Однако следует помнить, что основной железнодорожный маршрут из Китая в Европу не проходит через Украину. Только около 3% объема грузов из Китая перевозилось через эту страну. Большая часть перевозок идет через Казахстан, Россию и Беларусь на главный перегрузочный терминал маршрута в Малашевиче, Польша», – делится Владислав Мартин, руководитель отдела железнодорожных перевозок Китай-ЕС.
Сейчас компания проводит оценку альтернативных маршрутов, таких как Транскаспийский (Китай-Казахстан-Азербайджан-Грузия-Турция) или Китай-Казахстан-Азербайджан-Грузия-Румыния через Черное море. Однако уже сегодня становится очевидно, что ряд особенностей, – многоэтапные схемы доставки и неблагоприятные погодные условия, – не позволят использовать данные маршруты в качестве действительно альтернативных доставкам через РФ.
«При использовании альтернативных маршрутов потребуется множество перегрузок, например, на китайско-казахстанской границе и в Баку, Азербайджан, для паромов, идущих через Каспийское море из Актау, Казахстан. Кроме того, уже сейчас существуют сложности с доступностью паромов. Создать стабильный график будет крайне сложно, и время перегрузки будет смещаться.
В Румынии, как и в Турции, пути сообщения и терминалы не готовы к обработке больших объемов. Кроме того, этот маршрут может оказаться нецелесообразным, учитывая возросшие затраты и время транзита грузов через Суэцкий канал. Данный маршрут будет пользоваться определенным спросом, однако уже известно, что в ближайшие 10 лет, если не обеспечить значительные инвестиции в инфраструктуру, он сможет обслуживать не более 5-6% от объема грузов, которые сейчас идут в Малашевиче.
Стоит также отметить, что линия Азербайджан-Турция проходит через горы, и грузовые потоки зимой будут буквально заморожены. Это также увеличит время транзита», – добавляет Владислав Мартин.
Автор: Анета Ковальчик.