Татьяна Серикова
2022 год станет непростым для мировой автомобильной промышленности. К сложностям, вызванным Brexit, пандемией Covid-19 и непрекращающемуся дефициту полупроводниковых чипов, добавились экономические последствия военного вторжения в Украину. Экономика Чехии и Словакии оказались в особенно непростой ситуации, поскольку в значительной степени зависят от автомобильного сектора.
На протяжении долгого времени Чешская Республика и Словакия оставались лидерами автопрома. Эти страны занимают 15-е и 19-е место, соответственно, среди крупнейших производителей автомобилей в мире и составляют значительную часть автомобильной промышленности в Европе наряду с Германией, Испанией и Францией.
Источник: https://autosap.cz/en/statistics/general-basic-overviews/
Чешский автомобильный сектор высоко интернационализирован. Более 90% чешских автомобильных заводов находятся в иностранной собственности. Кроме того, из 50 ведущих мировых поставщиков автомобилей более половины имеют свои предприятия в Чехии. Основными автопроизводителями в стране являются Skoda Auto/Volkswagen, PSA Peugeot Citroen/Toyota Motor Corporation и Hyundai.
Автомобили и запчасти составляют 20% чешского экспорта. На долю чешской автомобильной промышленности приходится более 20% всех товаров местного производства, в ней непосредственно занято более 120 000 человек, а в условиях полной загруженности мощностей производится более 1,3 млн. легковых автомобилей в год. Это значит, что в стране каждые 23 секунды производится новый автомобиль. В целом, 35% экономики Чехии зависит от этой отрасли.
В Словакии автомобильная промышленность играет еще более значимую роль в экономике. На ее долю приходится 30% всего экспорта, в ней занято более 177 000 человек. За последние годы эта страна с населением около 5,5 миллионов человек произвела больше легковых автомобилей, чем Италия или Великобритания. При том, что население каждой из этих стран превышает 60 миллионов человек. Основные производители автомобилей в Словакии – Volkswagen Slovakia в Братиславе, KIA в Жилине, PSA Peugeot Citroën в Трнаве и Jaguar Land Rover Slovakia в Нитре.
С 2020 года мировая автомобильная промышленность столкнулась с беспрецедентными проблемами, вызванными Brexit, глобальным кризисом Covid и непрекращающимся дефицитом полупроводниковых чипов. В этом году ее ждут новые вызовы. По данным Чешской ассоциации автомобильной промышленности (AutoSAP), в январе 2022 года производство легковых автомобилей в Чехии упало на 11,4% (до 92 657 автомобилей) по сравнению с предыдущим годом, что является самым низким показателем за этот месяц с 2010 года.
Проблемы отрасли также усугубляются снижением экспортных поставок из-за вторжения в Украину. Вскоре после начала военных действий компания Skoda Auto, крупнейший производитель автомобилей в Чешской Республике и подразделение группы Volkswagen, объявили об уходе с российского рынка. По данным журнала Autovista24, приостановлено производство на украинском заводе Skoda, выпускающем модели Fabia, Superb, Karoq и Kodiaq.
Как сообщает The Wall Street Journal, Volkswagen приостановил работу на двух своих российских заводах и прекратил экспорт продукции Volkswagen, Audi, Skoda, Porsche и Bentley в РФ (заявление о деятельности группы Volkswagen в России).
По данным Reuters, другие мировые производители автомобилей приняли аналогичные меры. Группа Mercedes-Benz планирует вызволить свою долю в российском КАМАЗе, а GM и другие производители автомобилей класса люкс, такие как Jaguar, прекращают экспорт в Россию. Ford, Renault, BMW и AB Volvo приостанавливают некоторые свои производства в стране.
«Ранее Россия была одним из важнейших рынков сбыта для многих автопроизводителей, поэтому уход с него будет иметь тяжелые финансовые последствия, – комментирует Татьяна Серикова, управляющая филиалом AsstrA в Праге, – вторжение в Украину существенно повлияло на европейскую экономику, прежде всего, в плане перебоев с поставками. Кроме того, вследствие санкций, по всей Европе выросли цены на топливо и электроэнергию.
Мировая автомобильная промышленность переживает огромные изменения. Последствия военных действий влияют на всю отрасль, которая и без того последние несколько лет переживала непростые времена в связи с Brexit, кризисом Covid-19, нехваткой чипов, а также политическим давлением с целью перехода к «зеленой» энергетике. Чешскую Республику и Словакию, экономики которых в значительной степени зависят от этого сектора, ожидают особенно тяжелые испытания».
Автор: Агнешка Кшепковска.