Защита от рисков – это главный мотив для страхования. Под риском, как правило, понимают вероятность наступления неблагоприятных последствий или воздействие на объекты, цели и задачи, а также интересы. Это событие, которое субъект стремится избежать или компенсировать. Другими словами, это ситуация, которая оценивается с точки зрения вероятности возникновения страхового случая и возможного размера ущерба.
Риски в логистике возникают на каждом уровне цепочки поставок. И надежность логистического провайдера напрямую зависит от страхования рисков. Благодаря этому инструменту он заботится о благополучии Клиентов и деловых Партнеров.
Неизбежность рисков определена природой транспортного бизнеса с несчетным количеством разнородных непредсказуемых факторов. Поскольку страхование призвано гарантировать возмещение имущественных потерь, то оценка вероятности возникновения ущерба при перевозке – это один из первостепенных элементов планирования операций.
Страхование в логистике представляет собой отлаженную схему охраны интересов участников процесса. К примеру – страхование груза. Эта программа защиты грузов при транспортировке, а также на отдельных частях маршрута, в пунктах временного хранения и при погрузке-разгрузке.
Как отмечает Юрий Вербилович, специалист отдела претензионной работы и страхования в AsstrA, страхование груза – востребованный вид страхования среди корпоративных Клиентов.
«Сотрудники компании за 2019 год оформили 5 235 страховок. По сравнению с 2018 годом количество уменьшилось на 838. При этом страховая сумма за 2019 год увеличилась и составила 520 млн евро. В 2018 году этот показатель остановился на отметке 385 млн евро.
Ошибочным представляется утверждение, что логистическая компания или перевозчик самостоятельно отвечают за ущерб и повреждения. В таких случаях обязанность возмещения, как правило, ложится на страховые компании», – добавляет Юрий Вербилович.
Также часто встречается понятие, как страхование ответственности участников транспортировки при автоперевозке, помимо программы по страхованию груза в момент передвижения или хранения на складе.
«Важно не смешивать эти два понятия. Предмет страхования ответственности участников транспортировки при автодорожной перевозке – это обязанность перевозчика возместить ущерб, но только в случае его возникновения по вине перевозчика. Кроме того, лимит ответственности ограничен: в среднем 10 евро за 1 кг брутто веса повреждённого груза», – комментирует Максим Шкаленко, руководитель отдела претензионной работы и страхования в AsstrA.
По словам Виталия Лазовского, менеджера по безопасности цепочек поставок AsstrA, каждый подписываемый договор на предоставление транспортных услуг содержит пункт об обязательном наличии страхования ответственности.
«Без полиса с достаточным покрытием перевозчики не станут Партнерами для AsstrA. К тому же, иногда Клиенты требуют наличия такой страховки и, более того, сами устанавливают лимиты необходимого покрытия. По некоторым контрактам суммы доходят до 10 000 000 евро», – поясняет Виталий Лазовский.
При страховании груза в момент передвижения или хранения на складе страхуется имущественный интерес владельца груза. Такая страховка оформляется как самим грузовладельцем, так и экспедитором. Встречаются ситуации страхования груза перевозчиком.
Поскольку Клиенты стремятся минимизировать логистические расходы, вопрос дополнительного страхования груза поднимается нерегулярно. Страхование груза становится принципиальным при перевозках высоколиквидных грузов и грузов повышенной стоимости.
«Проще говоря, страхуется сам груз с конкретной стоимостью по инвойсу. Лимиты не применяются, соответственно ущерб покрывается вплоть до 100% стоимости груза. При этом необязательно, чтобы повреждение возникло по вине перевозчика. Страхование груза можно назвать «лекарством», хотя на практике встречаются исключения. Например, не будут покрыты риски, связанные с конфискацией груза органами власти», – заключает Виталий Лазовский.